О цирке на Цветном Бульваре, цирк Никулина
О цирке на Цветном Бульваре, цирк Никулина
Мой старый
цирк, бульвар Цветной...
-
Эти слова из популярной песенки Юрия Никулина может повторить каждый, кого в детстве водили в
цирк на Цветном бульваре и кто теперь водит туда своих детей и внуков.
Старым цирк назвали после сооружения на проспекте Вернадского его могучего собрата-конкурента с огромным серым куполом. Но бывалый ветеран с Цветного обошел новоявленного коллегу. Он продемонстрировал поистине уникальный трюк - из цирка старого стал новейшим. В 1989 году на месте обветшавшего и потому до основания разрушенного здания выстроили новое. Настоящий дворец! Его стали называть новый-старый цирк. Но чаще всего говорили просто " цирк Юрия Никулина". Ведь он был его директором и художественным руководителем. Во время празднования 75-летия со дня рождения всенародно любимого артиста цирк получил его имя по праву.
В конце сентября нынешнего года Московский цирк Никулина на Цветном бульваре отметил свой первый круглый юбилей - 10-летие нового здания. Старожилы, присутствовавшие на торжестве, вспоминали первоначальную "фамилию" цирка. В 1880 году его построил цирковой наездник и предприниматель Альберт Саламонский. Он первый показал москвичам сногсшибательный номер - проезд верхом на лошади по бревну на высоте пяти метров!
В цирке Саламонского по субботам собиралась вся веселящаяся Москва. Цирковой буфет торговал с 12 часов дня до поздней ночи. Вход в него был открыт и для тех, кто билетов в цирк не покупал. Все артисты после репетиции шли в буфет, играли там в карты, в домино, выпивали... После представления засиживались в буфете подолгу, часто до утра. Туда же являлись завсегдатаи цирка: те, кто побогаче, угощали своих любимцев-артистов. Из знати чаще других цирк Саламонского посещали князь Куракин, из московского купечества - булочник Филипов, владелец водочного завода Смирнов, нефтепромышленник Кра-сильников.
Саламонский был заинтересован в том, чтобы его цирк посещала также и демократическая публика. Поэтому в первую очередь заботился о том, чтобы программа состояла из первоклассных и разнообразных номеров. Среди них должны были быть сенсационные новинки, рассчитанные на то, чтобы поразить зрителей. В цирке работало много клоунов - публика должна смеяться. Наконец, чуть ли не основное место в программе отводилось номерам с лошадьми. Напомним, что в ту пору богачи хвастали друг перед другом своими выездами. И в цирк Саламонского их привлекали красивые лошади, их богатое убранство, прекрасная дрессировка. Сам Саламонский к тому времени перестал дрессировать лошадей, он проводил заключительные репетиции и выступал со своими лошадьми перед публикой. Одним из лучших дрессировщиков был его приемный сын, по афише - Эйжен. Он работал с огромными группами коней. Его "воспитанники" показывали сложные элементы дрессировки. Так, лошадь, иногда со всадником, ходила по канату!
Цирк Саламонского славился наездниками. Восторг зрителей вызывала лихая джигитовка Марии Годфруа, танцы на лошади красавицы Марты Сур, гибкая пластика жокея Вильяма Кука, непревзойденный исполнитель парфорс-езды Николай Сычев. На манеже выступали знаменитые клоуны Анато-1лий и Владимир Дуровы, Танти (Бедини), Сергей Альперов, Бим-Бом. Гастролировали иностранные артисты. В 1886 году приезжала иностранная "водяная королева" мисс Паула. Она проводила несколько минут в аквариуме в компании крокодилов и двух змей. Укротительница Маргарита исполняла среди львов танец "Серпантин".
Но самый большой успех имела труппа "Техас-ковбои", руководимая Вильямом М. Каспаром. Техасцы потрясали воображение публики бешеными скачками и чудесами ловкости. Их сменяли тореадоры из Испании. Представление называлось "Мадрид в Москве".
Кроме зарубежных артистов Саламонский охотно приглашал на арену отечественных певцов, музыкантов, целые хоры. Тем самым он сохранял связь своего цирка с народными гуляньями. Однажды приехали гости из провинции - оркестр крестьян Владимирской губернии. Музыканты-самоучки играли без нот песни и былины на деревянных инструментах - дудках, рожках, свирелях. С обширным репертуаром прибыл на гастроли русский певец и балалаечник Ушканов.
Ставились в цирке Саламонского и пантомимы. В одной из самых фантастических - "Стенька Разин - удалой разбойник" - участвовало до 180 человек. В 1896 году, учитывая взаимоотношения России и Франции, Саламонский поставил пантомиму "Встреча русской эскадры в Тулоне". В афише значилось: "Большая водяная пантомима с балетом. 100000 ведер воды за две минуты. Гигантский водопад. Адмиральский броненосец, на котором играет оркестр из 24 человек".
Саламонский первый среди всех цирковых предпринимателей понял, что дети - отличная публика для цирка. По воскресеньям он давал детские спектакли, а на Рождество устраивал на манеже елку с раздачей подарков для детей.
После смерти Саламонского в 1913 году цирк на Цветном постепенно утратил былой блеск. В первые годы революции от него остались только стены и крыша. Национализированный советской властью, цирк подвергся натиску новых идей. Возник новый репертуар. В его создании среди других участвовал и Владимир Маяковский. Для знаменитого клоуна-прыгуна Виталия Лазаренко он писал репризы.
Народный шут Виталий Лазаренко утвердился как клоун-публицист, клоун-сатирик. На арене он появлялся по-разному: иногда стремительно выбегал из-за кулис, иногда выходил на высоченных ходулях, а иногда цирковые прожекторы высвечивали его на трапеции. Свой номер он начинал с монолога. Закончив его, исчезал за форгангом, потом появлялся вновь, делал маленькое антре, после него переходил к прыжкам. Исполнял сальто-мортале через группы людей, выстраивавших пирамиды, через семь-восемь лошадей, через две извозчичьи пролетки с сидевшими там униформистами, через горевший бенгальским огнем дом. Перед каждым прыжком, а их обычно было три, Лазаренко читал популярные стихи. Он владел почти всеми жанрами цирка: стоя ездил на лошади, танцевал, проделывал упражнения на трапеции. Свои номера проводил в таком темпе, что даже шпрехталмейстеры не выдерживали, опаздывали с репликами, поэтому с ним выступали специальные партнеры.
В конце 30-х годов особой популярностью пользовались аттракционы с дрессированными хищниками. В аттракционе Бориса Эдера львы ходили по бутылкам. Сам дрессировщик ездил верхом на льве, даже целовался с ним. Эдер отказался от традиционного устрашения львов - ласково разговаривал с ними, шутил. Казалось, что он просто играет с большими кошками. Лишь иногда яростный рев напоминал, что перед зрителями - царь зверей.
Перед самой войной на арене вспыхнула новая звезда - появилась укротительница львов Ирина Бугримова. Это был первый случай в советском цирке, когда женщина выступала со львами одна. Кай, Юлий и Цезарь - так звали могучих питомцев, воспитанных Бугримовой с малолетства. Самым эффектным был трюк "Кресло смерти", в нем Бугримова покоряла зрителей смелостью и романтичностью.
Имя Бугримовой прогремело на всех континентах планеты в послевоенный период. В ее львином аттракционе в разное время было до 10 зверей. Ирина Николаевна вспоминает с нежностью своих львов в канун грядущего 90-летия. Вспоминает и цирк на Цветном бульваре, ведь он всего на 30 лет старше ее! И свои юбилеи оба отметят в 2000 году.
Цирк на Цветном бульваре - какие блистательные артисты выходили на его манеж! Ученик Бугримовой Борис Бирюков, дрессировщики Мстислав и Вальтер Запашные, обладатель гран-при в Монте-Карло дрессировщик тигров Николай Павленко, Юрий Дуров со слонами, который работает в нынешней программе "Золото России", и, конечно, клоуны: Константин Берман, Карандаш, Юрий Куклачев, Михаил Шуйдин и Юрий Никулин...
В 2000 году, когда Московский цирк Юрия Никулина на Цветном бульваре будет праздновать свое 120-летие, в скверике напротив будет установлен бронзовый памятник Никулину. Этот цирк стал судьбой и сына великого артиста. Максим Юрьевич возглавляет его как генеральный директор и художественный руководитель, консультантом здесь работает Татьяна Николаевна Никулина, многолетняя партнерша своего прославленного мужа. Никулинские внуки Юрий и Максим, по словам отца, "в цирке целыми днями пропадают". Кто знает, может быть лет через 30, став знаменитыми артистами, они будут участвовать в юбилейных торжествах по случаю 150-летия Цирка на Цветном?
Юрий Дмитриев, Людмила Уразова, "Альянс" от 24-12-1999
Старым цирк назвали после сооружения на проспекте Вернадского его могучего собрата-конкурента с огромным серым куполом. Но бывалый ветеран с Цветного обошел новоявленного коллегу. Он продемонстрировал поистине уникальный трюк - из цирка старого стал новейшим. В 1989 году на месте обветшавшего и потому до основания разрушенного здания выстроили новое. Настоящий дворец! Его стали называть новый-старый цирк. Но чаще всего говорили просто " цирк Юрия Никулина". Ведь он был его директором и художественным руководителем. Во время празднования 75-летия со дня рождения всенародно любимого артиста цирк получил его имя по праву.
В конце сентября нынешнего года Московский цирк Никулина на Цветном бульваре отметил свой первый круглый юбилей - 10-летие нового здания. Старожилы, присутствовавшие на торжестве, вспоминали первоначальную "фамилию" цирка. В 1880 году его построил цирковой наездник и предприниматель Альберт Саламонский. Он первый показал москвичам сногсшибательный номер - проезд верхом на лошади по бревну на высоте пяти метров!
В цирке Саламонского по субботам собиралась вся веселящаяся Москва. Цирковой буфет торговал с 12 часов дня до поздней ночи. Вход в него был открыт и для тех, кто билетов в цирк не покупал. Все артисты после репетиции шли в буфет, играли там в карты, в домино, выпивали... После представления засиживались в буфете подолгу, часто до утра. Туда же являлись завсегдатаи цирка: те, кто побогаче, угощали своих любимцев-артистов. Из знати чаще других цирк Саламонского посещали князь Куракин, из московского купечества - булочник Филипов, владелец водочного завода Смирнов, нефтепромышленник Кра-сильников.
Саламонский был заинтересован в том, чтобы его цирк посещала также и демократическая публика. Поэтому в первую очередь заботился о том, чтобы программа состояла из первоклассных и разнообразных номеров. Среди них должны были быть сенсационные новинки, рассчитанные на то, чтобы поразить зрителей. В цирке работало много клоунов - публика должна смеяться. Наконец, чуть ли не основное место в программе отводилось номерам с лошадьми. Напомним, что в ту пору богачи хвастали друг перед другом своими выездами. И в цирк Саламонского их привлекали красивые лошади, их богатое убранство, прекрасная дрессировка. Сам Саламонский к тому времени перестал дрессировать лошадей, он проводил заключительные репетиции и выступал со своими лошадьми перед публикой. Одним из лучших дрессировщиков был его приемный сын, по афише - Эйжен. Он работал с огромными группами коней. Его "воспитанники" показывали сложные элементы дрессировки. Так, лошадь, иногда со всадником, ходила по канату!
Цирк Саламонского славился наездниками. Восторг зрителей вызывала лихая джигитовка Марии Годфруа, танцы на лошади красавицы Марты Сур, гибкая пластика жокея Вильяма Кука, непревзойденный исполнитель парфорс-езды Николай Сычев. На манеже выступали знаменитые клоуны Анато-1лий и Владимир Дуровы, Танти (Бедини), Сергей Альперов, Бим-Бом. Гастролировали иностранные артисты. В 1886 году приезжала иностранная "водяная королева" мисс Паула. Она проводила несколько минут в аквариуме в компании крокодилов и двух змей. Укротительница Маргарита исполняла среди львов танец "Серпантин".
Но самый большой успех имела труппа "Техас-ковбои", руководимая Вильямом М. Каспаром. Техасцы потрясали воображение публики бешеными скачками и чудесами ловкости. Их сменяли тореадоры из Испании. Представление называлось "Мадрид в Москве".
Кроме зарубежных артистов Саламонский охотно приглашал на арену отечественных певцов, музыкантов, целые хоры. Тем самым он сохранял связь своего цирка с народными гуляньями. Однажды приехали гости из провинции - оркестр крестьян Владимирской губернии. Музыканты-самоучки играли без нот песни и былины на деревянных инструментах - дудках, рожках, свирелях. С обширным репертуаром прибыл на гастроли русский певец и балалаечник Ушканов.
Ставились в цирке Саламонского и пантомимы. В одной из самых фантастических - "Стенька Разин - удалой разбойник" - участвовало до 180 человек. В 1896 году, учитывая взаимоотношения России и Франции, Саламонский поставил пантомиму "Встреча русской эскадры в Тулоне". В афише значилось: "Большая водяная пантомима с балетом. 100000 ведер воды за две минуты. Гигантский водопад. Адмиральский броненосец, на котором играет оркестр из 24 человек".
Саламонский первый среди всех цирковых предпринимателей понял, что дети - отличная публика для цирка. По воскресеньям он давал детские спектакли, а на Рождество устраивал на манеже елку с раздачей подарков для детей.
После смерти Саламонского в 1913 году цирк на Цветном постепенно утратил былой блеск. В первые годы революции от него остались только стены и крыша. Национализированный советской властью, цирк подвергся натиску новых идей. Возник новый репертуар. В его создании среди других участвовал и Владимир Маяковский. Для знаменитого клоуна-прыгуна Виталия Лазаренко он писал репризы.
Народный шут Виталий Лазаренко утвердился как клоун-публицист, клоун-сатирик. На арене он появлялся по-разному: иногда стремительно выбегал из-за кулис, иногда выходил на высоченных ходулях, а иногда цирковые прожекторы высвечивали его на трапеции. Свой номер он начинал с монолога. Закончив его, исчезал за форгангом, потом появлялся вновь, делал маленькое антре, после него переходил к прыжкам. Исполнял сальто-мортале через группы людей, выстраивавших пирамиды, через семь-восемь лошадей, через две извозчичьи пролетки с сидевшими там униформистами, через горевший бенгальским огнем дом. Перед каждым прыжком, а их обычно было три, Лазаренко читал популярные стихи. Он владел почти всеми жанрами цирка: стоя ездил на лошади, танцевал, проделывал упражнения на трапеции. Свои номера проводил в таком темпе, что даже шпрехталмейстеры не выдерживали, опаздывали с репликами, поэтому с ним выступали специальные партнеры.
В конце 30-х годов особой популярностью пользовались аттракционы с дрессированными хищниками. В аттракционе Бориса Эдера львы ходили по бутылкам. Сам дрессировщик ездил верхом на льве, даже целовался с ним. Эдер отказался от традиционного устрашения львов - ласково разговаривал с ними, шутил. Казалось, что он просто играет с большими кошками. Лишь иногда яростный рев напоминал, что перед зрителями - царь зверей.
Перед самой войной на арене вспыхнула новая звезда - появилась укротительница львов Ирина Бугримова. Это был первый случай в советском цирке, когда женщина выступала со львами одна. Кай, Юлий и Цезарь - так звали могучих питомцев, воспитанных Бугримовой с малолетства. Самым эффектным был трюк "Кресло смерти", в нем Бугримова покоряла зрителей смелостью и романтичностью.
Имя Бугримовой прогремело на всех континентах планеты в послевоенный период. В ее львином аттракционе в разное время было до 10 зверей. Ирина Николаевна вспоминает с нежностью своих львов в канун грядущего 90-летия. Вспоминает и цирк на Цветном бульваре, ведь он всего на 30 лет старше ее! И свои юбилеи оба отметят в 2000 году.
Цирк на Цветном бульваре - какие блистательные артисты выходили на его манеж! Ученик Бугримовой Борис Бирюков, дрессировщики Мстислав и Вальтер Запашные, обладатель гран-при в Монте-Карло дрессировщик тигров Николай Павленко, Юрий Дуров со слонами, который работает в нынешней программе "Золото России", и, конечно, клоуны: Константин Берман, Карандаш, Юрий Куклачев, Михаил Шуйдин и Юрий Никулин...
В 2000 году, когда Московский цирк Юрия Никулина на Цветном бульваре будет праздновать свое 120-летие, в скверике напротив будет установлен бронзовый памятник Никулину. Этот цирк стал судьбой и сына великого артиста. Максим Юрьевич возглавляет его как генеральный директор и художественный руководитель, консультантом здесь работает Татьяна Николаевна Никулина, многолетняя партнерша своего прославленного мужа. Никулинские внуки Юрий и Максим, по словам отца, "в цирке целыми днями пропадают". Кто знает, может быть лет через 30, став знаменитыми артистами, они будут участвовать в юбилейных торжествах по случаю 150-летия Цирка на Цветном?
Юрий Дмитриев, Людмила Уразова, "Альянс" от 24-12-1999